Классный руководитель - просветитель родителей в области воспитания

Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания

(подготовила учитель начальных классов Федорова Татьяна Николаевна, 2019 г.)

 

Не открою большого секрета, сказав, что маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Т.  е.  исходную  систему  элементов  нравственности,  которая  дает  «всходы»  во  всех  сферах  жизни,  следует  закладывать  в  семье.  Именно  поэтому  хорошее  семейное  воспитание  крайне  необходимо.  Но  как  воспитывать  в  семье,  если  для  родителей  это  означает  лепить  человека  по  своему  усмотрению?  Если  они,  в  большинстве  своем,  и  понятия  не  имеют  о  вечных  нравственных  истинах?  Родителей  надо  не  только  призывать  получше  смотреть  за  детьми,  им  надо  рассказывать,  что  же  такое  нравственное  воспитание…  Воспитание  детей  следует  начинать  с  воспитания  родителей.

 

Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Вопросами педагогического просвещения родителей можно заниматься в ДОУ и школе.


Начало формы

Конец формы

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

·         взаимоуважения;

·         терпимости;

·         толерантности;

·         доверия друг другу;

·         взаимной поддержки;

·         терпения;

·         помощи;

·         готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

·         передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;

·         развитие их педагогического мышления;

·         формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

·         актуальность и полезность;

·         превентивность;

·         практическая целесообразность;

·         основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие формы педагогического просвещения.

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

·         научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;

·         разъяснение их причин и условий протекания;

·         описание закономерностей развития детской психики;

·         объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Лекцию не рекомендуется проводить в виде монолога выступающего, ее нужно организовывать в виде многостороннего диалога заинтересованных единомышленников.   Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Как прививать интерес к чтению?»

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

·         рассмотрению актуальных педагогических проблем;

·         обсуждению задач учебно-воспитательной работы;

·         планированию воспитательной деятельности;

·         установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;

·         подведению итогов;

·         определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.  

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное уча­стие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание роди­телей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение крат­кой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом ди­ректора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспи­тания выступают родители. Таких сообщений может быть три-че­тыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подво­дит ведущий конференции.

 

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.   

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.  

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к интерактивной форме взаимодействия с родителями. Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

— одна из наиболее интерес­ных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, спо­собствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. При­мерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответ­ственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело

Необходимо  возрождать  традиции  семейного  чтения  вслух  в  кругу  семьи.

Чтение  вслух  можно  сравнить  с  «театром  одного  актера».  И  неважно,  кто  в  этот  вечер  выступает  актером  —  отец,  мать,  сын,  дочь  —  с  каким  успехом.  Гораздо  важнее  другое:  идет  процесс  духовного  сплочения  семьи,  сплетения  тех  незримых  нитей  духовной  близости,  которые  посильнее  всяких  формальных  связей.

Эффект  удваивается,  когда  прочитанную  книгу  обсуждают  всей  семьей,  когда  о  ней  разгорается  спор,  сталкиваются  мнении,  вырабатывается  отношение  к  прочитанному.  Помимо  пользы,  еще  и  удовольствие  огромное.  Для  детей  отец  и  мать  вдруг  раскрываются  с  новой  стороны  и  прибавляется  к  ним  искреннего  уважения.  И  родители  вдруг  совершают  открытие,  что  их  дети  стали  намного  взрослее,  чем  казалось.  Что  с  ними  можно  говорить  не  только  о  школьных  отметках.  Такого  рода  семейные  дискуссии  сплачивают  семью  воедино.  Именно  такие  «уроки  жизни»  нередко  остаются  в  памяти  гораздо  дольше  иных  учебных  уроков.  И  счастье  становится  не  просто  возможным  —  состоявшимся

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

 

Открытые уроки

Проводятся для ознакомления родителей с программой, особенностями преподавания определенного школьного предмета. Попутно родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка на уроке, оценить уровень его знаний, понять критерии и требования, которые предъявляет учитель к нему. В моем классе родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и кон­церты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приёмы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребёнка с педагогом, сверстниками. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время был встречен доброжелательно.

Предоставляя право прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой урок – в то время, когда в посещении возникнет необходимость. Даю понять, что доверяю родителям и всегда готова видеть их в школе.

Многим из родителей приходится пересмотреть своё отношение к ребёнку, учителю, школе. Информированность родителей о школьной жизни ребёнка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребёнка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как в напряжённом темпе работают дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.

 

Посещение семьи

Для ознакомления с домашними условиями, в которых находится и развивается ребенок, классный руководитель должен посетить семью. Необходимо заранее предупредить родителей о запланированном визите и сообщить его цель. Общение должно быть доброжелательным. Необходимо убедить, что это не инспекционная проверка, а доверительная встреча двух взаимозаинтересованных сторон.

Использование предложенных форм педагогического просвещения родителей позволяет разнообразить такую работу, найти подход к каждому, заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность. Как результат, эффективность воспитательного процесса значительно возрастает.

 

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно отправить поздравления с праздниками, советы или памятки относительно воспитания ребенка.